9 ноября 2017 года в Marriott Grand Hotel состоялся деловой завтрак с ведущими экспертами в сфере публичного размещения акций «IPO в новой экономической реальности - проблемы и решения», организованный медиахолдингом РБК в партнерстве с Национальным рейтинговым агентством.
В ходе делового завтрака ведущие аналитики, юристы и представители бизнеса обсудили текущий инвестиционный климат, а также риски и последствия для компаний с новым статусом публичности. Эксперты поговорили о том, как привлечь акционерный капитал, какие инструменты привлечения инвестиций могут использовать компании на различных стадиях развития, а также ответить на главный вопрос: идти или не идти на IPO российской компании?
Модератором делового завтрака выступил Павел Самиев, управляющий директор Национального рейтингового агентства.
Среди спикеров были: Анна Кузнецова, управляющий директор по фондовому рынку Московской биржи, Юлий Тай, управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус», Сергей Жаворонков, к.э.н., старший научный сотрудник Института Гайдара, Михаил Кузнецов, исполнительный директор Национальной ассоциации корпоративных директоров, Василий Солодков, к.э.н., профессор, директор банковского института НИУ ВШЭ, Олег Шибанов, профессор финансов РЭШ, Олег Швырков, директор по корпоративному управлению Deloitte, Дмитрий Горюнов, президент Некоммерческого партнерства развития финансового рынка РТС и Дмитрий Глазунов, партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».
Старт дискуссии положила Анна Кузнецова, которая рассказала о позитивном тренде на российском рынке IPO. «За три последних года было много сделок: из разных секторов, разного объема и разных предложений. Если говорить про 2017 год, то он был богат на условия для сделок - мы зафиксировали рост на 80%. Ну и, наверное, тренд, про который мы очень часто говорили применительно к другим рынкам мира, состоит в том, что российские компании начали платить промежуточные дивиденды. Причем часть компаний платят более популярные дивиденды два раза в год, то есть полугодовые и годовые, а часть компаний начали платить квартальные дивиденды».
Россия уже порядка 15 лет находится в ситуации достаточно глубоко развитого законодательства в этой области, продолжил говорить о позитивных моментах Дмитрий Глазунов, партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». «Следует отметить существенный прогресс в документации, которая была разработана биржей за последние несколько лет. Мне кажется, что-что, а регуляторная среда уж точно не является барьером для увеличения количества IPO, которое происходит или, возможно, будет происходить на нашем рынке».
Юлий Тай, управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» рассказал, что российские компании при подготовке к IPO сталкиваются с рядом проблем. Первая - недостаточная оценка степени воздействия инвестора на компанию. Не все готовы к требованиям и ожиданиям со стороны лица, оказывающего финансирование, отметил юрист.
«Вторая проблема - налоговая и регуляторная. Не все отдают себе отчет, что, зачищая площадку три года от налогов, проблем намного больше, и они иногда носят косвенный характер и возвращаются тогда, когда структура собственности раскрывается. Отсюда вытекает еще одна составляющая - это личная безопасность. Я неоднократно сталкивался с тем, что люди, публично разместившись, усиливают степень безопасности себя и своих близких, прежде всего в связи с тем, что я сказал выше».
Четвертой проблемой Тай назвал уже упомянутое выше корпоративное управление. По его словам, существует ряд структур, связанных с представленной на бирже компанией через прямые корпоративные связи или же косвенно, что сами компании часто недооценивают. «Сейчас любой здравомыслящий предприниматель, который будет выходить на IPO, будет сдержан, в отношении него будет существовать замораживающий эффект - пять раз подумать, семь раз отмерить, и главное, еще и не отрезать».
Олег Швырков, директор по корпоративному управлению Deloitte, отметил, что далеко не все компании, готовящиеся к выходу на биржу, понимают, что такое совет директоров, корпоративный секретарь и как это все должно работать. «Когда компания готовится в IPO, имеет смысл заранее определиться с тем, какая именно компания, какое именно юрлицо будет эмитентом, убедиться в том, что те структуры корпоративного правления, к которым предъявляются требования правил листинга, которые регулируются кодексом корпоративного правления, они находятся именно там. Как ни странно, эти вещи до сих пор приходится разъяснять».
Исполнительный директор Национальной ассоциации корпоративных директоров (НАКД) Михаил Кузнецов в своем выступлении также обратил внимание на важность корпоративного управления. Он рассказал о ежегодном исследовании «Индекс корпоративного управления», которое ассоциация проводит при поддержке Московской биржи. «Мы выделяем компании с лучшим корпоративным управлением и смотрим на динамику стоимости их акций. И если смотреть, как меняется в длинном горизонте эта стоимость, то она практически всегда обгоняет рынок - премия может составить 10-20% по различным бумагам. То есть корпоративное управление так или иначе связано с динамикой развития компании».
Помимо этого фактора Кузнецов обратил внимание на качество в России институтов защиты прав собственности и судебной системы. «Инвесторы по-прежнему показывают свою озабоченность корпоративным управлением - не формальной стороной, не кодексом, а тем, как в реальности принимаются решения, как взаимодействуют участники рынка. Над всем этим нам предстоит работать, чтобы увеличить реальный приток инвестиций».
Этот тезис подтвердил старший научный сотрудник Института Гайдара Сергей Жаворонков. «В последние годы мы наблюдаем весьма нерадостную картину. В 2014-2016 годах общая сумма привлеченных с помощью IPO капиталов была менее $1 млрд в год. В текущем году ситуация чуть улучшится - с помощью IPO будет привлечено порядка нескольких миллиардов долларов. Но если сравнить это с показателями 2007 года, то это лишь 5% от того уровня 2007 года, то есть падение катастрофическое».
Одной из главных проблем эксперт считает взаимоотношения госкомпаний с властью. «До тех пор, пока потенциальные инвесторы понимают, что их вложения завтра могут обесцениться, они не будут склонны к активному инвестированию. Поэтому здесь дальнейшее движение вперед невозможно без наведения порядка в сфере государственного контроля над госкомпаниями. Без этого порядка мой прогноз, к сожалению, отрицательный - продолжится ситуация, когда на IPO в основном выходит средний бизнес. Для более серьезных заимствований у подавляющего большинства бизнеса возможности не будет».
Помимо проблем в правовой системе на бизнес-климате отражается и геополитика, считает директор банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков. «Где-то было сказано, что геополитика не влияет, поскольку, если мы посмотрим на события 2017 года, мы еще нигде посуду не били. Но проблема в том, что в предшествующие года мы наколотили столько посуды, что нам хватит еще на десятилетие. Поэтому, как только начинают расти цены на нефть, тут же автоматически растет отток капитала. То есть люди понимают, что вкладывать в эту экономику серьезные деньги достаточно сложно».
Олег Шибанов, профессор финансов РЭШ, уделил внимание международной практике IPO, в частности, тому, какая динамика ждет рынок публичных компаний в обозримом будущем. Как отметил президент Некоммерческого партнерства развития финансового рынка РТС Дмитрий Горюнов, главная задача для российский компаний - перестроить менталитет. «Долгое время в российской практике у эмитентов складывалось ощущение, что выход на IPO - это конец истории. Сейчас выход на публичный рынок должен рассматриваться не как последнее действие в их бизнес-стратегии, а как первое, после которого будут следующие шаги. Перестраивание менталитета - самое сложное».
Подводя итоги дискуссии, управляющий директор НРА Павел Самиев перечислил качества, необходимые каждой компании, чтобы успешно выйти на биржу и закрепиться там. «В первую очередь, чтобы выйти на IPO, нужно достигнуть определенного уровня корпоративного управления и прозрачности, а также соответствовать требованиям по отчетности и формальным атрибутам, которые требуются от публичной компании. Второе - потенциал финансового роста и возможность в дальнейшем платить дивиденды. Российский рынок в этом плане показывает неплохие результаты: компании платят дивиденды, инвесторы настроены позитивно. И, наконец, третье - способность избегать конфликтов и различных рисков, которые могут поставить под угрозу само существование компании, в том числе после выхода на биржу».
Источник: http://bc.rbc.ru