Прозрачность компаний не этический выбор, а практическая необходимость

Исполнительный директор Национальной ассоциации корпоративных директоров (НАКД) Михаил Кузнецов объясняет, почему российским компаниям стоит повышать уровень раскрытия информации, не дожидаясь ужесточения законодательства.

В декабре на площадках РСПП и ТПП эксперты в сфере корпоративной ответственности и прозрачности традиционно подводили итоги 2016 года. Участникам расширенного заседания комитета РСПП по корпоративной социальной ответственности и демографической политике был представлен очередной выпуск индексов «Ответственность и открытость» и «Вектор устойчивого развития». Показатели ежегодно рассчитываются на основе публичных годовых и нефинансовых отчетов компаний, отражая качество раскрытия информации и динамику результативности бизнеса в сфере КСО и устойчивого развития. В ТПП состоялась презентация результатов исследования «Корпоративная прозрачность крупнейших российских компаний—2016», которое с 2013 года проводит Российская региональная сеть по интегрированной отчетности (РРС).

Рейтинг корпоративной прозрачности частного сектора возглавила АФК «Система», которая также вошла в число 14 ведущих компаний с наивысшими значениями индекса раскрытия информации по версии РСПП. Из госкомпаний самыми прозрачными стали предприятия атомной отрасли. Несмотря на различия в размерах выборки исследований (855 и 124 компании соответственно), их целях и методологии, списки выявленных компаний-лидеров во многом пересекаются. Из 25 предприятий, поделивших первые двадцать строчек в индексе «Ответственность и открытость» (характеризует степень прозрачности результатов социальной активности крупного бизнеса), 18 (72%) одновременно вошли в группу 52 организаций, которые удовлетворяют современным требованиям корпоративной прозрачности, принятым в международном бизнес-сообществе по данным PPC. Степень такого совпадения будет еще выше (почти 86%), если взять за основу более узкую группу компаний с максимальным значением индивидуального индекса РСПП. И, напротив, присутствие в рейтинге прозрачности снижается до 33% среди 12 «кандидатов» в лидеры, занимающих с 21-й по 30-ю позиции по значению индивидуального индекса РСПП.

Хотя в России в последние годы образовалась стабильная группа компаний-лидеров, демонстрирующих последовательное повышение качества раскрытия информации, практика публикации нефинансовой отчетности пока не стала общим правилом для крупных компаний. Отрыв же «по очкам» между флагманами и остальными предприятиями даже вырос, свидетельствуют результаты исследований РРС и РСПП. Казалось бы, происходит постепенный рост числа компаний, не обязанных публиковать отчетность, но раскрывающих существенную информацию о своей деятельности и воздействии на экономику, общество и окружающую среду. Но основное увеличение открытости приходится только на лидерскую группу, что указывает на отсутствие мотивации к раскрытию информации у значительной части крупных компаний и поляризацию рынка. Прозрачность компаний, торгуемых на зарубежных биржах или имеющих двойной листинг, увеличивается. В то же время предприятия, бумаги которых обращаются только на Московской бирже, и непубличные бизнесы становятся менее прозрачными.

Сегодня для системообразующих компаний в РФ не существует централизованных механизмов, стимулирующих их повышать корпоративную прозрачность. Но, кажется, лед тронулся. В ноябре 2016 года концепция публичной нефинансовой отчетности, которая долго вынашивалась в недрах Минэкономразвития при участии профильных экспертов, была внесена на утверждение в Белый дом. Правительством сформирован план действий, который должен будет стимулировать компании к открытости. Это значит, что в обозримом будущем, не только госкорпорации, но и частные системообразующие компании (примерно к 2019–2020 годам), а вслед за ними и другие предприятия из топ-500 по выручке получат базовый набор индикаторов устойчивого развития и требований по их раскрытию. Это обеспечит сопоставимость разных бизнес-структур по соответствующим параметрам. Вместе с тем и международная система нефинансовой отчетности GRI, на которую ориентируются многие российские компании, стремительно эволюционирует от «руководства» к «стандарту», который с 1 июля 2018 года полностью заменит собой применяемые сейчас варианты подтверждения «соответствия».

Регулирование и стандартизация не единственные стимулы для повышения прозрачности бизнеса. Инвесторы и биржи все больше смотрят на нефинансовую отчетность как на ценный источник данных для оценки ESG-рисков, возможностей развития, долгосрочной устойчивости эмитентов и возврата вложений. Составители рейтинга РРС отмечают положительную взаимосвязь между уровнями прозрачности и кредитоспособности, Московская биржа выявила более высокую доходность ценных бумаг участников индексов РСПП по сравнению со страновым бенчмарком — индексом ММВБ, а индекс корпоративного управления, рассчитанный НАКД для компаний с наилучшей практикой, опережает рынок на 20%. В ближайшей перспективе небиржевые индикаторы станут ориентиром для инвесторов и базой для разработки соответствующего фондового индекса в России. В основу национального индекса ESG могут быть положены уже существующие инструменты независимой оценки компаний с учетом международного опыта составления авторитетных индексов устойчивого развития, таких как MSCI ESG indexes и DJSI.

Усиление конкуренции в мире формирует новый контекст взаимоотношений между инвесторами и эмитентами, а факторы корпоративного управления, социальной и экологической ответственности компаний становятся частью новой парадигмы принятия инвестиционных решений и формирования портфельных стратегий. Из более чем тысячи инвестфондов США примерно 20% учитывают социальные, экологические и управленческие факторы в своем анализе. Это задает соответствующий тренд для глобального инвестсообщества. Например, в компании «Нексиа Пачоли» отмечают рост интереса подписчиков Bloomberg к нефинансовой информации из корпоративной отчетности. Учет экологических, социальных, этических норм, вопросов качества управления в оценке компаний будет все больше влиять на доступ к рынкам и капиталам. Исследование, выполненное по заказу Глобального договора ООН еще в 2013 году, выявило: 93% из тысячи опрошенных CEO заявили, что считают вопросы устойчивого развития важными для будущего успеха их бизнеса. Согласно результатам международного опроса, проведенного компанией PwC в 2016 году среди 111 руководителей фондов прямых инвестиций из 22 стран, 96% из них уже проводят или планируют проводить в ближайшем будущем политику ответственного инвестирования, а 70% фондов дали публичное обещание подходить к своей деятельности с позиций социальной ответственности.

Все это накладывается на возросшие ожидания заинтересованных сторон в отношении участия бизнеса в достижении принятых чуть более года назад, в том числе и Россией, целей устойчивого развития ООН до 2030 года и реализации Парижского соглашения по климату. Эти обязательства ставят перед странами и компаниями новые масштабные задачи и вызовы, побуждая интегрировать стратегии своего развития в международный контекст. Согласно сравнительному страновому индексу устойчивого развития, составленному московской школой управления «Сколково», Россия относится к государствам «переходного периода», где решены вопросы базовых человеческих потребностей, но институциональная среда находится на стадии формирования. У российского бизнеса, конечно, есть выбор: либо ждать, пока сформируется такая среда, либо активно включиться в этот процесс, чтобы потом не пришлось догонять далеко ушедших вперед лидеров рынка. Как отметил президент РСПП Александр Шохин на итоговом заседании комитета по КСО, ведение бизнеса на принципах ответственности и устойчивого развития — это уже не вопрос этического выбора, а практическая необходимость для компаний в силу растущего внимания к вопросам «зеленой экономики» и изменения климата, безопасности труда и производства, управления рисками, энергетической эффективности, ответственности в цепочке поставок, применения антикоррупционных практик, развития территорий присутствия.

Вполне объяснимо присутствие в верхних строчках рейтинга прозрачности, например, госкорпорации «Росатом», исполняющей многомиллиардные контракты за рубежом, как и стремление той же АФК «Система» не только повышать собственную прозрачность для инвесторов и других заинтересованных сторон, но и требовать раскрытия нефинансовой информации в своих ключевых портфельных компаниях. Среди них лесопромышленный холдинг Segezha Group, активы которого расположены в 13 странах, а значительная доля продукции идет на экспорт. Отвечая на ожидания своих акционеров, партнеров и клиентов, компания успешно дебютировала в 2016 году с первым отчетом об устойчивом развитии и оказалась единственным представителем лесной отрасли в лидерской группе рейтинга прозрачности. По тому же пути повышения корпоративной прозрачности идет и крупнейший российский ритейлер детских товаров «Детский мир», для которого внедрение практики нефинансовой отчетности, начавшееся в 2015 году с выпуска первого отчета об устойчивом развитии, стало одним из логичных шагов при подготовке к IPO.

Компании, не обремененные вопросами раскрытия информации и коммуникаций со стейкхолдерами, рискуют сегодня упустить время, необходимое на выстраивание соответствующей системы управления устойчивым развитием и отчетности, а завтра получить бремя в виде ужесточения требований государства, бирж, международных финансовых институтов, инвестиционного сообщества, рейтинговых агентств.

Оригинал: http://plus-one.kommersant.ru